Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
"Люди холопского звания" в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.
    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.
    
    У князя Переметъева
     Я был любимый раб,
    Жена
раба любимая...
    

    Он молится:
    
    Оставь мне, Господи,
     Болезнь мою почетную,
    По ней я дворянин!

    
    Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
    
    Бът Клим мужик: и пьяниц,
     И на руку нечист.
    Работать не работает,
     С цыганами вожжается,
    Бродяга, коновал!

    
    Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
    
    Аи служба-должность подлая!..
    Гнусь человек! — Не бить его,
     Так уж кого и бить?

    
    Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли:
    
    Велик дворянский грех!
    Велик, а все не быть ему
    Против греха крестьянского.
    
    
Грех предательский — самый тяжелый грех:
    
     Все прощает Бог,
    А Иудин грех не прощается.
     Ой мужик! Мужик!
     Ты грешнее всех,
     А за то тебе вечно маяться!

    
    Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
    
    Добра ты, царска грамота,
     Да не про нас ты писана...

    
    Явление “холопства”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей — “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искорено и существует повсюду.