Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Женские образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

     В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывая восприятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность в мысли о своих любовных неурядицах, душевный хаос, очень болезненно переносит расставание с Ольгой («...смертной бледностью покрылось ее печальное лицо», «...и сердце рвется пополам»):
     И вот одна, одна Татьяна!
     Увы! подруга стольких лет,
     Ее голубка молодая,
     Ее наперсница родная,
     Судьбою вдаль занесена,
     С ней навсегда разлучена.
     Общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний связывают их прочнее, чем разъединяет духовная непохожесть, разность и душевная восприимчивость.
     Внешность Ольги и ее характер автор описывает довольно кратко, не очень выразительно. Он рисует облик писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, без малейшего изъяна:
     ...Глаза, как небо голубые
     Улыбка, локоны льняные,
     Движенья, голос, легкий стан...
     Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир — мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:
     Всегда скромна, всегда послушна,
     Всегда как утро весела,
     Как жизнь поэта простодушна,
     Как поцелуй любви мила...
     Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке («Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...») представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. И поэт подтверждает предположение внимательного читателя:
     ...но любой роман
     Возьмите и найдете, верно
     Ее портрет: он очень мил,
     Я прежде сам его любил,
     Но надоел он мне безмерно.
     А. С. Пушкин воздает должное классической правильности черт и младенческой безмятежности души героини, но он уже духовно перерос юношеское увлечение подобными образами, часто встречавшимися в любовной лирике поэта. Поэтому хотя автор и довольно-таки снисходителен к Ольге, однако беспощадно критический взгляд Онегина в определенной мере выражает и объективное отношение поэта:
     В чертах у Ольги жизни нет.
     Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
     Кругла, красна лицом она,
     Как эта глупая луна
     На этом глупом небосклоне.
     Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:
     Итак, она звалась Татьяной.
     Ни красотой сестры своей,
     Ни свежестью ее румяной
     Не привлекла б она очей.
     Дика, печальна, молчалива,
     Как лань лесная боязлива,
     Она в семье своей родной
     Казалась девочкой чужой.
     Внешность своей любимой героини автор передает опосредствованно, в сравнении с обликом Ольги, выражая этим вторичность физического по отношению к духовному, подчеркивая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает «страшные рассказы зимою в темноте ночей», красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды.
     Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь высоким накалом их чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь ее любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем: его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, и цельность и глубина этой самобытной, органичной натуры, взлелеянной загадочными романтическими образами устного народного творчества. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естественно передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:
     Зачем вы посетили нас?
     В глуши забытого селенья
     Я никогда не знала б вас,
     Не знала б горького мученья...
     Другой!.. Нет, никому на свете
     Не отдала бы сердца я!
     То в вышнем суждено совете...
     То воля неба: я твоя...
     Я жду тебя: единым взором
     Надежды сердца оживи
     Иль сон тяжелый перерви,
     Увы, заслуженным укором!
     И Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви («И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит...»), в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве («Мой бедный Ленский! изнывая, не долго плакала она, Увы! Невеста молодая своей печали не верна»). Правда, судьба распорядилась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не ее вина. Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верности устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего ее человека. В этом ее жизненная драма.
     Решительно, с достоинством отвергает Татьяна запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:
     Я вышла замуж. Вы должны,
     Я вас прошу, меня оставить;
     Я знаю: в вашем сердце есть
     И гордость и прямая честь.
     Я вас люблю (к чему лукавить?),
     Но я другому отдана;
     Я буду век ему верна.
     А. С.Пушкин в «Евгении Онегине» нарисовал нам два непохожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных проявлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.
     Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: «...характер положительный — пушкинская Ольга — и идеальный — его же Татьяна. Один — безусловно, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму.
     Другой — с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу...
     Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».