Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
В. Хлебников - поэт крайностей

     При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу литераторов. После его трагической смерти круг этот несколько расширился. Тогда же началась своего рода канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных. Его сложные по форме и содержанию стихи до сих пор служат предметом споров и рассуждений литературных критиков. Одни считают его грандиозным экспериментатором и создателем нового поэтического языка, который до конца сумеют постичь только в далеком будущем. Другие склонны думать, что его «новаторство» круто замешено на эстетическом жульничестве, духовном комедиантстве. Запад в XX веке прославился чисто техническими ухищрениями, и Хлебников, мол, не исключение. Называя имя Хлебникова, сразу вспоминают, что он придумал слово «летчик». Словом, информация о поэте дается такая, что трудно составить для себя какой-то более или менее определенный образ этого поэта. Тем более трудно нам, соотечественникам многих и многих великих поэтов с очень четкими поэтическими чертами.
     Сами великие поэты не могли уловить образа Хлебникова. Так, Маяковский считал стихи поэта образцом «инженерной, изобретательской» поэзии, понятной «только семерым товарищам-футуристам». Но при этом Маяковский говорил, однако, что стихи эти «заряжали» многочисленных поэтов. В силовое поле этого «заряда» попали такие известные поэты, как Н. Асеев, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева, Н. Заболоцкий и многие другие.
     Модернисты особенно поднимали на щит формально-экспериментаторское начало Хлебникова. Приведу одно из типичных стихотворений поэта в этом ключе:
     О, рассмейтесь, смехачи!
     О, засмейтесь, смехачи!
     Что смеются смехами, что смеянствуют
     смеяльно,
     О, засмейтесь усмеяльно!..
     Поэт как бы ищет способ волшебного превращения одного русского слова в другое. Но он вовсе не старается нарушить законов русского словообразования, потому что исходит от корня «смех». Мне кажется, это нормальное словотворчество. В доказательство можно напомнить о существовании русских детских считалок, языческих заговоров. В них тоже, на первый взгляд, все лишено прямого смысла, но мы ощущаем какой-то таинственный смысл.
     Если рассматривать его стихи с точки зрения поиска звукового образа, то мы найдем этот образ почти во всех его стихах. Например:
     Бобэоби пелись губы,
     Вээоми пелись взоры,
     Пиээо пелись брови,
     Лиэээй пелся облик,
     Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
     Так на холсте каких-то соответствий
     Вне протяжения жило Лицо.
     Поэт как бы сам себе доказывал безграничные возможности русского языка. Например, он писал стихи, которые можно читать наоборот - слева направо и справа налево:
     Кони, топот, инок,
     Но не речь, а черен он.
     Но был и другой Хлебников, который, к сожалению, до сих пор остается в тени. Это Хлебников - поэт мудрого зрения, благородных чувств:
     Мне много ль надо? Коврига хлеба
     И капля молока,
     Да это небо,
     Да эти облака!
     Такого Хлебникова поймет и примет и настоящее, и будущее:
     Беру в свидетели потомство
     И отдаленную звезду.
     В одной строчке поэт способен выразить огромный исторический смысл, показать события резко, без тени морализаторства. Например, поэта потрясла весть о расстреле рабочих на Ленских золотых приисках в 1912 году, и он написал: «Вот Лена с глазами расстрела».
     Проникновенно пишет он о гибели русской воинской части во время первой мировой войны:
     И к студеным одеждам привыкнув
     И застынув мечтами о ней,
     Слушай. Смерть, пронзительно гикнув,
     Гонит тройку холодных коней...
     Лик войны, холодный и страшный, взирает на нас из этих строк.
     На события 1917 года Хлебников откликнулся строчками, полными страстной любви к русскому народу:
     Свобода приходит нагая,
     Бросая на сердце цветы,
     И мы, с нею в ногу шагая,
     Беседуем с небом на ты.
     Мы, воины, строго ударим
     Рукой по суровым щитам:
     Да будет народ государем
     Всегда, навсегда, здесь и там!
     Пусть девы споют у оконца
     Меж песен о древнем походе
     О верноподданном Солнца,
     Самодержавном народе.
     Удивительные крайности умещались в Хлебникове. Но с годами заметно побеждало в нем классическое человеческое начало. Он стремился доискаться до правды, а не до «праязыка». Его путь можно назвать путем «блудного сына» русской поэзии к отчему дому. Путь был сложным, извилистым, полным различных тупиковых метаний. Но и время было непростое.
     Мне кажется, что Велимир Хлебников в будущем займет свое место в серебряном веке русской поэзии. Ведь сам Александр Блок писал о нем: «Подозреваю, что значителен Хлебников...» А Хлебников однажды заявил: «Родина - сильнее смерти». И он - русский поэт Велимир Хлебников - навсегда останется с Родиной.