Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно

     ЛЕСКОВ Николай Семенович(4.02.1831-21.02.1895), русский писатель, публицист. Родился в Орловской губ. в семье статского советника, дед — сельский священник. Получив домашнее образование в доме состоятельных родственников, работает писцом в судебной палате, а в 1850 приезжает в Киев, служит в казначействе. Посещает религиозно-философский кружок. С интересом всматривается в паломников, старообрядцев, сектантов, стекавшихся в Киев со всей России. Увлекается реставрацией (София Киевская) и иконописью (в Киево-Печерской лавре).
     В 1862 появляются его первые нравоописательные рассказы о русском народе ("Погасшее дело", "Разбойник", "В тарантасе").
     Писатель выступает резко против попыток либерально-космополитической интеллигенции разжечь в России революционный пожар. В статье о петербургских поджигателях Лесков показывает облик революционных провокаторов, сеющих смуту в русском обществе. В романе "Некуда" (1864) писатель раскрывает образы врагов русского народа нигилистов — убогих духовно-нравственно, морально нечистоплотных, слепцов, ведущих Россию в тупик, в "некуда".
     В 1860-е появляется замечательный по психологизму и социальной точности цикл о сильных женских характерах: "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), "Котин доилец и Платонида" (1867).
     Несмотря на травлю либерально-космополитической критики, Лесков продолжает вскрывать тупиковый характер русского революционного движения. Он пытается осмыслить пути пореформенного развития России, уповая гл. обр. на олицетворяющих православную этику народолюбцев из всех сословий: романы "Обойденные" (1865), "На ножах" (1872), хроника "Соборяне" (1872).
     В повестях 1873 года — "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" — поиски положительного национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских натурах.
     В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников: "У нас не переводились, да и не переведутся праведные". Убеждаясь, что в моменты "общего бедствия" сама "среда народная" выдвигает на подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с "человечкиной душой", — Лесков подходит к выводу о "праведности всего нашего умного и доброго народа".
     
     Лесков Николай Семенович (1831- 1895), прозаик. Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохово Орловской губернии в семье чиновника судебной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им имении Панино. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками..., Я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей... В 1841-46 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в орловскую палату уголовного суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.
     В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков поселяется в Киеве, который, как говорил Лесков, был его университетом: под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробуждается горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, увлекается старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства.
     В 1857 выходит в отставку и поступает на частную службу в крупную торговую компанию, по делам которой изъездил почти всю европейскую часть России.
     Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начинает печататься в Отечественных записках.
     В русскую литературу пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах Погасшее дело (1862), Разбойник; в повестях Житие одной бабы (1863), Леди Макбет Мценского уезда (1865).
     В 1862 в качестве корреспондента газеты Северная пчела едет за границу - в Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.
     Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки теоретиков, оторванных от русских корней. Об этом он говорит в повести Овцебык (1863), в романах Некуда (1864), Обойденные (1865), На ножах (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами.
     В 1870 - 80 многое переоценивает; знакомство с Л.Толстым оказывает на него большое влияние. В творчество Лескова входит национально-историческая проблематика: роман Соборяне (1872), Захудалый род (1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках: Островитяне, Запечатленный ангел.
     Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах Левша (1881), Тупейный художник (1883), Человек на часах (1887).
     В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: Отборное зерно, Бесстыдник, Пустоплясы и др. Повесть Заячий ремиз была последним крупным произведением писателя. 21 февраля (5 мартал.с.) 1895 Н.Лесков скончался.
     Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.